РУ БЕ EN

Ранняя профилактика речевых нарушений

Ранняя профилактика речевых нарушений

В последние годы резко увеличилось число детей, поступающих в детский сад с диагнозом «Задержка речевого развития в раннем возрасте». Чтобы уменьшить количество детей с отклонениями в речевом развитии в старшем возрасте, необходима профилактическая работа с маленькими детьми до момента зачисления их на пункт коррекционно – педагогической помощи..

Зачисление детей на занятия в общеразвивающем детском саду происходит с 5-летнего возраста, что обусловлено огромным потоком детей с речевыми нарушениями, поэтому достаточно редко логопеды обращают внимание детей раннего и младшего дошкольного возраста. Для более четкой диагностики большую роль играет работа психолога и воспитателей с детьми раннего и младшего дошкольного возраста. Условно нашу совместную работу можно разделить на три этапа:

- работа с детьми раннего возраста;

- младшего дошкольного возраста;

-  среднего дошкольного возраста.

Ранний возраст

В раннем возрасте у детей интенсивно развивается понимание речи, на фоне которого активно обогащается словарь. В дошкольных учреждениях зачастую возникает противоречие между необходимостью оказания ранней логопедической помощи и невозможностью ее организовать. Поэтому по мере возможностей развитие речи детей нужно отслеживать с момента поступления их в детский сад. При этом родители обязательно должны заполнить анкету (приложение 1), позволяющую частично проанализировать анамнез детей, наличие речевых проблем в семье, определить возможные риски дальнейшего развития. В «Логопедическом уголке» для родителей размещаются консультации на темы: «Роль семьи в развитии речи ребенка»,  «Если ребенок плохо говорит...», «Играем пальчиками — развиваем речь» и др.

Дальнейшая работа в большей степени ведется воспитателями под руководством логопеда. Активной работе над пониманием речи, пополнением активного и пассивного словаря способствует создание альбомов по развитию речи, содержащих тематический материал, близкий для понимания детьми данного возраста («Игрушки», «Овощи», «Фрукты», «Одежда» и др.). Большой положительный эффект оказывает регулярное проведение воспитателями артикуляционной гимнастики (с учетом возраста), уточнение произношения основных звуков, в соответствии с нормами речевого развития ребенка.

Важную роль в реализации задач сопровождения детей раннего возраста играет организация предметно-пространственной среды для развития двигательной сферы, мелкой моторики рук с активным использованием пальчиковых игр в разных режимных моментах, различных мозаик, пособий для застегивания  расстегивания и т.д.

Младший дошкольный возраст

Переходя в младшую группу, дети адаптируются к новым условиям, появлению занятий со специалистами. Первичную диагностику проводит психолог, по результатам которой определяется уровень развития ребенка (возрастная норма, выше или ниже нормы), даются рекомендации воспитателям по индивидуальной работе в группе. Особое внимание уделяется детям с уровнем развития ниже или выше возрастной нормы. Отдельно выделяется группа детей с проблемами в речевом развитии, которые нуждаются в углубленном логопедическом обследовании 2 раза в год.

Ребенок с речевыми расстройствами и уровнем развития ниже возрастной нормы выводится на ПМПк детского сада и сопровождается в его рамках.

В начале года детей знакомят со строением артикуляционного аппарата. Общеизвестен их интерес к сказкам, поэтому мы используем «Сказку о веселом язычке», материалы О.Б. Сизовой по работе со сказками: «Репка», «Курочка Ряба», «Теремок», «Аленушка и лиса», «Колобок», «Маша и медведь». Тексты этих сказок просты и понятны детям. Именно эта простота и стимулирует ребенка к повторению звукоподражаний, слов, предложений. Разыгрывая знакомые сказки, дети учатся различать и правильно произносить звуки речи, делать занимательную гимнастику для губ и языка, составлять предложения (в соответствии с уровнем речевого развития).

Занятия по развитию речи, проводимые в рамках образовательной программы, включают работу над правильным произношением гласных звуков, их дифференциацией, помогающей приучить детей вслушиваться в речь взрослых, различать на слух отдельные звуки и словосочетания. Игры и упражнения развивают умение дифференцировать глухие и звонкие звуки в слогах, твердые и мягкие согласные и словах, проговаривание чистоговорок, потешек, позволяет отрабатывать четкое произнесение слов. Потешки часто сопровождаются выполнением пальчиковых игр, и педагоги могут подходить к этому творчески.

Для повышения педагогической компетентности родителей логопед должен дать как можно более полную информацию о работе с детьми данного возраста.

На эти рекомендации опираются воспитатели, организуя пространственную среду в соответствии с предложенной лексической темой. Ведь в этом возрасте активно накапливается, уточняется и совершенствуется словарь детей.

Ежемесячное пополнение «Уголка логопеда» консультациями для родителей на темы: «Развитие речевого дыхания», «Игры для развития мелкой моторики», «Развитие речи ребенка четвертого года жизни», «Поговорим о заикании», «Артикуляционная гимнастика и ее роль в развитии речи детей», «Развитие слухового восприятия у детей 4 лет» и др. дает возможность родителям просвещаться, активно общаться, задать любые интересующие их вопросы.

Обучение детей правильному произношению доступных для них звуков  -  ведущая линия развития детей 3-4 лет. В этом возрасте закладываются предпосылки связи слухового и артикуляционного контроля, накапливается определенный запас слов, важное место среди которых занимают первые обобщающие понятия.

Средний дошкольный возраст

Средний дошкольный возраст - период активного словотворчества. У детей появляется интерес к слову, его звучанию, созданию собственных слов по знакомым грамматическим образцам. Поэтому наша задача – познакомить детей с правильным (нормативным) вариантом словообразования. Рассматривая картинки совместно с воспитателем и отвечая на его вопросы, дети учатся правильно употреблять существительные в разных падежах, глаголы, предлоги. У них проявляется стремление усвоить звуковой состав слова.

Занятия по развитию речи в рамках программы способствуют дальнейшему расширению активного словаря. Дети учатся подбирать синонимы и антонимы, знакомятся с происхождением отдельных слов (почему гриб «мухомор», а шапка «ушанка»). Использование педагогами инсценировок, элементов театрализации развивает интонационную выразительность речи детей.

Дополнительным материалом, рекомендованным воспитателям, служат стихи, загадки, словесные игры, игра «Подскажи словечко», которая приучает внимательно слушать стихотворный текст и подбирать слова, не только близкие по звучанию, но и по смыслу.

Дети в средней группе имеют определенный уровень развития моторных функций, поэтому для работы с ними используются раскраски, трафареты, пазлы, конструкторы с крупными и мелкими деталями.

Для повышения педагогической компетентности родителей в «Уголке логопеда» рекомендуются консультации на темы: «Показатели речевого развития детей пятого года жизни», «Развитие фонематического слуха. С чего начинать?», «Рекомендации родителям по развитию речи детей пятого года жизни. Развитие связной речи».

Работа логопеда в наше время достаточно тесно связана с работой других специалистов. Ведь ни для кого не секрет, что в последние годы резко увеличилось число сопутствующих речевым проблемам заболеваний, например, снижение остроты слуха (последствия частых отитов, накопление ушной серы в силу частых насморков).

Таким образом, развитие фонематического слуха, совершенствование произносительных навыков и предупреждение вторичных нарушений у детей средней группы позволяют планировать дальнейший маршрут развития для каждого ребенка: зачисление на логопедические занятия в нашем детском саду или определение в коррекционное учреждение, если выявлены более серьезные проблемы.

Ранняя же диагностика позволяет для наиболее сложных детей определить дальнейший маршрут развития, вовремя привлечь к коррекции различных специалистов.

Интернет-ресурсы: