Развиваем речь в игре
Многие родители не знают, с чего начать и как проводить занятия с ребенком по развитию речи. Хорошим подспорьем в этом нелёгком деле могут стать логопедические альбомы и тетради на печатной основе, всевозможные настольные игры с наборами картинок или картинным игровым полем. Проявите свою фантазию и творчески используйте имеющиеся у вас игровые и дидактические пособия. Предлагаю вам несколько вариантов работы с данным материалом.
При работе с игровым полем («ходилкой»):
- предложите ребенку рассказать, от чего к чему он шел, требуйте развернутого ответа;
- если на поле изображены какие-либо предметы, попросите их назвать;
- закройте поле и пусть ребенок вспомнит, какие живые существа были на нем изображены.
При работе с предметными картинками (т. е. с картинками, на которых изображены одиночные предметы, а не группа предметов и не сюжет):
- разложите в ряд 4 картинки одной видо-родовой группы и предложите ребенку назвать их одним словом (чайник, ложка, тарелка, кастрюля – посуда), обязательно требуйте полного ответа на поставленный вопрос;
- разложите 4 картинки, 3 из которых относятся к одной видо-родовой группе и предложите найти и назвать лишнюю ( чайник, ложка, ботинок, тарелка);
- разложите 4 картинки и попросите запомнить их, затем ребенок закрывает глаза, а вы убираете одну из картинок и предлагаете вспомнить, чего не стало, постепенно количество картинок увеличивается;
- то же самое можно делать не просто убирая, а заменяя одну картинку на другую;
- разложите на столе вперемешку картинки нескольких видо-родовых групп и попросите ребенка распределить их по группам (посуда, мебель, птицы и т.п.), затем пусть назовет каждую картинку в группе и скажет, как можно их назвать одним словом, пусть вспомнит и назовет ещё 2-3 предмета из данной группы;
- предложите ребенку подобрать к каждой предметной картинке признак или действие, если малыш затрудняется в подборе слов, пусть определит, к какой картинке относится названное вами слово (Например, перед ребенком лежат картинки ТАРЕЛКА, ЯБЛОКО, ЛЯГУШКА, ПОДУШКА. Про что можно сказать ФАРФОРОВАЯ? Что здесь СПЕЛОЕ? И т.п.);
- можно выложить на стол предметные картинки и устроить соревнование: кто назовет к картинке подходящий глагол (действие), тот берет её себе, за один ход называется одно слово, у кого в конце окажется больше картинок – тот выиграл;
- выложите 2 ряда картинок и поиграйте в «объясняйку»: каждый игрок двигается по своему ряду и во время своего хода называет картинку и объясняет, что это и зачем оно нужно (это тарелка, она фарфоровая, из нее едят суп), а если не может, то пропускает один ход. Побеждает тот, кто быстрее пройдет свой ряд до конца.
Это только некоторые из идей по использованию игрового материала. Желаю успехов!
Мы в соцсетях: