РУ БЕ EN

Развитие музыкального слуха

Развитие музыкального слуха

 

Знает ли кто-нибудь ребенка, который с первых лет не проявил бы никакого интереса к музыке? Не попытался бы сам напевать, дудеть, отбивать ритм рукой или ритмично топать? Мир звуков окружает ребенка с момента рождения. Нам нужно помочь ребенку сделать верные, нужные шаги к дружбе с музыкой.

Для того чтобы ребенок тянулся к музыке, нужно как можно раньше помогать ему, слушать разные звуки. Какая мама не использовала крышки от обычных кастрюлек, чтобы занять своего малыша? Он гремит ими вволю, испытывает настоящее блаженство. А ведь  такая игра имеет непосредственные отношения  к развитию слуха ребенка.

Что же такое музыкальный слух?

Хороший музыкальный слух – это способность различать и выбирать для общения  окружающие звуки, которые живут вокруг нас.

Существует мнение, что музыкальный слух есть у всех детей. Однако далеко не все дети могут чисто и правильно пропеть даже простую песенку. Часто не получается потому, что ребёнок не владеет своим голосом, он слышит, старается, но ничего не выходит. Для развития музыкального слуха необходимо воспитывать умение слушать и слышать. Пению, слушанию музыки надо учить так же, как учат ребёнка говорить.

Обращали ли вы внимание, что у некоторых (детей) людей интонация речи удивительно однообразная? Прислушайтесь: они говорят монотонно, и если берутся читать книги малышам, то читают сухо, невыразительно. У этих людей не развит слух, возможности развития их слуха были когда-то упущены.

Ребёнок, у которого много звуковых впечатлений, легче научится петь. Конечно, хорошо, когда малыш слышит красивое, чистое пение. Подражая ему, он сам начнёт петь. Но не всегда бывает так. У некоторых детей музыкальный слух развивается очень медленно, и от взрослых, желающих помочь своим детям, требуется большое терпение и последовательные действия.

         Обычно малыш очень рано что-то мурлычет, напевает. Как правило, детям нравится красивое, выразительное чтение стихов; привлекает человек, играющий на баяне, скрипке, пианино. Малыши тянутся к звукам, к музыке. Давайте помогать им в этом. Покупая малышам игрушки, родители заботятся о яркости цвета, выразительности формы.  Но, как правило,  мало заботятся о том, чтобы окружить ребенка звучащими игрушками или предметами. Сначала бросают на пол погремушки, крышки от маминых кастрюлек. Потом начинаются другие открытия: оказывается, если ударять ложкой по кастрюле – один звук, по чашке – другой, а по тонкому стакану – третий. Вам легче будет руководить музыкальным развитием малыша, если вы будете общаться со звуками вместе с ребенком.

Предлагаем родителям простое упражнение. Наверное, некоторые из вас обращали внимание на то, как дети, с радостью хлопая в ладоши, подражают каплям дождя, которые стучат по крыше, по карнизу, или падают на листья деревьев. Это занятие, доставляющее им большое удовольствие, можно усложнить: можно похлопать сидя на корточках, по ножкам, можно несколько раз хлопнуть ладонями “ковшичками”. Внимательно прислушайтесь, как это звучит: то звонко, высоко, то глухо. Важно научить детей прислушиваться, находить разницу в звучаниях.

Очень важно для развития слуха научить ребенка слушать звуки природы. Гуляя с детьми в лесу, прислушиваться, как где-то скрипнуло дерево, как шумит ветер, как шелестят листья под ногами, как по-разному поют птицы: кукует кукушка, стучит дятел. Пусть постучит палкой так, как стучал по стволу дерева дятел. Обратите внимание на то, что у короткой палки звук не такой, как у длинной. Спросите: близко или далеко было слышно кукушку, почему мама-птица громко кричала, беспокоилась, когда вы собирали ягоды, грибы вокруг дерева, на котором было гнездо с птенцами, и голос ее звучал тревожно.… Относитесь серьезно к таким разговорам с детьми. 

Пусть первую песенку почти всю сочинил папа, но в следующий раз малыш попробует сделать всё сам. Радуйтесь успехам «маленького композитора» - и не жалейте похвал. Для развития музыкального слуха необходимо и воспитание чувства ритма.

Когда начинать занятия музыкой? Это решается только с учётом развития ребёнка. Как только ребёнок будет способен сосредоточить своё внимание, и вы сами почувствуете, что ему интересно, тогда можно начинать занятия. Самое главное в музыкальных занятиях - интерес.

Ни в коем случае нельзя "давить" на ребёнка. Не получается сегодня оставьте, в следующий раз он сделает больше. Пусть встреча с музыкой приносит радость.

 

 

Рекомендации родителям

(по В.М. Бехтереву)

- Важна охрана детского слуха от резких слуховых эффектов.

- Устраняйте все, что нарушает правильное развитие слуха (громкие звуки, хаотическая речь и т. д.)

- Подумайте о правильном подборе игрушек. Они должны быть с нежным, мелодичным звучанием.

- Учите детей ориентироваться в ритме.

- Упражняйте детей в различении музыкальных тонов и музыкальной окраски.

Предлагаю вам стихи-песенки, которые помогут развить у детей ритмическое чувство. Их можно использовать на прогулке, в часы досуга. Их можно петь, но можно и просто весело проговаривать. Они сами зададут правильный ритм.

       

 

ДОЖДИК                                                    ЗАЙЧИК

 Кап-кап, тук-тук, -                              Ушки длинный, куцый хвост

Дождик по дорожке!                           Небольшой у зайки рост.

Выбежали дети,                                   Небольшой у зайки рост.

Ловят капли эти,                                  В огороде побывал,

Выставив ладошки.                             Там капусты пожевал.

                                                                 Длинноногий,

                                                                 Скок да скок!

                                                                 Мы за ним –

                                                                 Он наутек!

Интернет-ресурсы: