Особенности привыкания ребенка
к учреждению дошкольного образования
Привыкание большинства детей к дошкольному учреждению протекает достаточно болезненно. Лишь единицы быстро и беспроблемно входят в новую среду, принимают незнакомые условия и требования.
Трудности обусловлены прежде всего тем, что в этот момент происходит серьезная перестройка всех отношений малыша с людьми, ломка привычных норм жизни. В семье он был в центре внимания, общался с ограниченным кругом людей, чаще всего членами семьи. Приход в дошкольное учреждение означает, что ему предстоит стать членом нового для него детского коллектива, стать равным среди многих других детей.
Пришедшему в дошкольное учреждение ребенку все непривычно: отсутствие близких, присутствие незнакомых взрослых, большое количество пока незнакомых детей, изменение бытовой обстановки, новый распорядок дня и т. д. С новыми детьми персонал учреждения тоже обращается отлично от того, как выстраивали до этого с ребенком отношения близкие.
У ребенка возникает душевный и физический дискомфорт, появляются чувства беспокойства, одиночества, незащищенности. Именно эти чувства выводят малыша из равновесия, вызывая бурные реакции.
Окружающие быстро замечают, что дети резко меняются: становятся беспокойными, плаксивыми, раздражительными, замкнутыми, с трудом отпускают от себя родителей, близких людей.
Нередко смена условий сопровождается снижением речевой и игровой активности ребенка, ухудшением здоровья. Таким образом, от ребенка требуются большие усилия и умения биологически и социально адаптироваться.
Понятие «биологическая адаптация» означает перестройку физиологических систем организма, обеспечивающую целесообразное приспособление к новым условиям жизни. Эта перестройка осуществляется на основе врожденных механизмов. Еще в состоянии новорожденное™ ребенок быстро приспосабливается к условиям жизни, создаваемые семьей вскоре после рождения.
Биологическая перестройка происходит и в период первоначального пребывания ребенка в дошкольном учреждении. Малышу предстоит привыкнуть к новому воздушному и световому режиму, установленному распорядку дня, к изменениям в питании.
Способность изменять свое поведение в зависимости от новых социальных условий означает социальную адаптацию.
Уже с момента рождения ребенок вступает в первые контакты со взрослыми членами семьи, с детьми. Он усваивает первичные навыки общения с окружающими, у него происходит формирование элементарных трудовых навыков, ребенок включается в игровые ситуации. Осваивая нормы отношений между членами семьи, ребенок приобретает стереотипы поведения («Хорошо—плохо», «правильно—неправильно», «можно—нельзя» и т. д.). Приход в дошкольное учреждение вызывает необходимость в изменении сложившихся до этого стереотипов поведения. Жизнь ребенка организуют уже другие взрослые, по новым правилам и режиму, к малышу начинают предъявлять новые требования, часть из которых отличается от предъявлявшихся ранее. Возникает острая необходимость быстро приспособиться к изменившимся условиям, требованиям, оценкам, выработать новые или перестроить имеющиеся привычки и формы поведения.
Поскольку каждый ребенок уникален и неповторим, то существуют значительные отличия в адаптационных возможностях детей. Эти различия обусловлены наследственностью, спецификой развития в первые месяцы и годы жизни, характером семейной обстановки и многими другими причинами. Выявлены периоды наиболее трудного приспособления к изменениям в микросоциальной среде: в раннем детстве — это от 10 месяцев до 1 года 6 месяцев, а также с 3 до 3,5 лет. Именно в первоначальный период привыкания к дошкольному учреждению различия проявляются особенно ярко.
Специалисты выделяют три степени адаптации к микросоциальной среде. При легкой степени наблюдается кратковременное отрицательное эмоциональное состояние, проявляющееся в снижении речевой активности ребенка, незначительных нарушениях поведения, ухудшении сна и аппетита. Как правило, эти явления проходят в течение первых двух недель пребывания в дошкольном учреждении.
Адаптация средней степени тяжести выражается в более значительных и длительных сдвигах в поведении, которые преодолеваются лишь к началу второго месяца пребывания в дошкольном учреждении. Симптомы: потеря сна на короткое время, нарушение речи, легкие заболевания продолжительностью до 7—10 дней, завершающиеся без осложнений.
При тяжелой степени адаптации ребенок привыкает к дошкольному учреждению длительно и сложно, этот процесс может затянуться на месяцы. Тяжесть адаптации обусловлена частыми, повторяющимися заболеваниями с осложнениями, стойким нарушением поведения, в ряде случаев граничащим с невротическим состоянием. Наблюдается замедление темпов физического развития, задержка в развитии речи и психики ребенка.
Когда адаптация оказывается неуспешной, то есть возникают те или иные нарушения, отклонения от нормы в психическом, физическом и психологическом развитии ребенка, есть основание говорить о дезадаптации. Причинами, ее могут быть:
1. Личностные особенности ребенка: эмоциональная чувствительность, впечатлительность, ранимость; отсутствие умений и навыков общения со взрослыми и сверстниками; соматическая ослабленность, нервно-психические нарушения; особенности темперамента и т. д.
2. Личностные проблемы родителей: неразвитость самоконтроля, его слабость; конфликтность как черта характера; родительская незрелость; тревожность, эмоциональная неустойчивость.
3. Проблемы организационного характера: новый режим дня, большое количество детей в группе, незнакомые взрослые, новые требования, оценки и т. д.
Достаточно сложно складывается ситуация, если имеют место вышеназванные причины. Их преодоление возможно при комплексном подходе: включенности всех участников адаптационного процесса, их согласованности, адекватной мотивированности, самоконтроля и пошагового контроля.
Дезадаптация приводит к тому, что ребенок становится неуправляемым, отстает в развитии, быстро утомляется, нарушается в целом его психическое и физическое благополучие. Необходимо подчеркнуть, что наиболее подвержены дезадаптации ослабленные дети (например, часто болеющие). Очевидна зависимость здоровья и дезадаптации: успешно адаптирующийся ребенок — это, как правило, физически здоровый ребенок, и наоборот.
Если не обеспечивать успешность привыкания ребенка к дошкольному учреждению, можно спровоцировать создание внутреннего конфликта, который, будучи недоступным для наблюдения, часто упускается взрослыми. И тогда психолого-педагогическая коррекция на более позднем этапе оказывается уже малоэффективной.
Несвоевременное преодоление дезадаптации может иметь далеко
идущие последствия для ребенка, например, может привести к интеллектуальному отставанию, к проблемам личностного развития в последующие периоды жизни.
Мы в соцсетях: