РУ БЕ EN

Особенности привыкания ребенка к учреждению дошкольного образования

Save The Children // Walking to Education on Behance | Animated images,  Cute gif, Character design

 

Для поступления ребенка в учреждение дошкольного образования, необходимо: 


1. Обратиться в службу «Одно Окно» 
По адресу: 230023, г.Гродно, ул. Лермонтова, 2 
тел. (0152)77-36-29 
Режим работы
Понедельник, вторник, четверг, пятница с 8.00 до 18.00 
Среда с 8.00 до 20.00 
Суббота с 9.00 до 13.00 без перерыва на обед 
При себе иметь свидетельство о рождении ребенка и паспорт. 

2. Взять направление 
По адресу: 230023, г.Гродно, ул. Лермонтова, 2
тел. (0152)74-07-85 
Приемные дни: 
Понедельник 8.00-13.00 
Кабинет № 253 
При себе иметь свидетельство о рождении ребенка и паспорт. 

Специалист сектора дошкольного образования (по выдаче направлений в дошкольные учреждения):

Моргун Вероника Геннадьевна (0152)74-07-85 
E-MAIL: doshkolnik253@gmail.com 

Отдел образования, спорта и туризма администрации Ленинского района г.Гродно 
230023, г.Гродно, ул. Лермонтова, 2
E-MAIL: len_roo@mail.grodno.by 
Адрес сайта: http://lenroo.grodno.by 

Особенности привыкания ребенка

к учреждению дошкольного образования

Привыкание большинства детей к дошкольному учреждению проте­кает достаточно болезненно. Лишь единицы быстро и беспроблемно вхо­дят в новую среду, принимают незнакомые условия и требования.

Трудности обусловлены прежде всего тем, что в этот момент проис­ходит серьезная перестройка всех отношений малыша с людьми, ломка привычных норм жизни. В семье он был в центре внимания, общался с ограниченным кругом людей, чаще всего членами семьи. Приход в до­школьное учреждение означает, что ему предстоит стать членом нового для него детского коллектива, стать равным среди многих других детей.

Пришедшему в дошкольное учреждение ребенку все непривычно: от­сутствие близких, присутствие незнакомых взрослых, большое количество пока незнакомых детей, изменение бытовой обстановки, новый распоря­док дня и т. д. С новыми детьми персонал учреждения тоже обращается отлично от того, как выстраивали до этого с ребенком отношения близкие.

У ребенка возникает душевный и физический дискомфорт, появляют­ся чувства беспокойства, одиночества, незащищенности. Именно эти чув­ства выводят малыша из равновесия, вызывая бурные реакции.

Окружающие быстро замечают, что дети резко меняются: становятся беспокойными, плаксивыми, раздражительными, замкнутыми, с трудом отпускают от себя родителей, близких людей.

Нередко смена условий сопровождается снижением речевой и игровой активности ребенка, ухудшением здоровья. Таким образом, от ребенка требу­ются большие усилия и умения биологически и социально адаптироваться.

Понятие «биологическая адаптация» означает перестройку фи­зиологических систем организма, обеспечивающую целесообразное при­способление к новым условиям жизни. Эта перестройка осуществляет­ся на основе врожденных механизмов. Еще в состоянии новорожденное™ ребенок быстро приспосабливается к условиям жизни, создаваемые се­мьей вскоре после рождения.

Биологическая перестройка происходит и в период первоначального пребывания ребенка в дошкольном учреждении. Малышу предстоит при­выкнуть к новому воздушному и световому режиму, установленному распорядку дня, к изменениям в питании.

Способность изменять свое поведение в зависимости от новых соци­альных условий означает социальную адаптацию.

Уже с момента рождения ребенок вступает в первые контакты со взрослыми членами семьи, с детьми. Он усваивает первичные навыки общения с окружающими, у него происходит формирование элементарных трудовых навыков, ребенок включается в игровые ситуации. Осваи­вая нормы отношений между членами семьи, ребенок приобретает сте­реотипы поведения («Хорошо—плохо», «правильно—неправильно», «можно—нельзя» и т. д.). Приход в дошкольное учреждение вызывает необходимость в изменении сложившихся до этого стереотипов поведе­ния. Жизнь ребенка организуют уже другие взрослые, по новым прави­лам и режиму, к малышу начинают предъявлять новые требования, часть из которых отличается от предъявлявшихся ранее. Возникает острая необходимость быстро приспособиться к изменившимся условиям, требованиям, оценкам, выработать новые или перестроить имеющиеся при­вычки и формы поведения.                                                                                                          

Поскольку каждый ребенок уникален и неповторим, то существуют зна­чительные отличия в адаптационных возможностях детей. Эти различия обусловлены наследственностью, спецификой развития в первые месяцы и годы жизни, характером семейной обстановки и многими другими причина­ми. Выявлены периоды наиболее трудного приспособления к изменениям в микросоциальной среде: в раннем детстве — это от 10 месяцев до 1 года 6 месяцев, а также с 3 до 3,5 лет. Именно в первоначальный период привыка­ния к дошкольному учреждению различия проявляются особенно ярко.

Специалисты выделяют три степени адаптации к микросоци­альной среде. При легкой степени наблюдается кратковременное от­рицательное эмоциональное состояние, проявляющееся в снижении ре­чевой активности ребенка, незначительных нарушениях поведения, ухудшении сна и аппетита. Как правило, эти явления проходят в течение первых двух недель пребывания в дошкольном учреждении.

Адаптация средней степени тяжести выражается в более значитель­ных и длительных сдвигах в поведении, которые преодолеваются лишь к началу второго месяца пребывания в дошкольном учреждении. Сим­птомы: потеря сна на короткое время, нарушение речи, легкие заболева­ния продолжительностью до 7—10 дней, завершающиеся без осложнений.

При тяжелой степени адаптации ребенок привыкает к дошкольному учреждению длительно и сложно, этот процесс может затянуться на меся­цы. Тяжесть адаптации обусловлена частыми, повторяющимися заболева­ниями с осложнениями, стойким нарушением поведения, в ряде случаев граничащим с невротическим состоянием. Наблюдается замедление тем­пов физического развития, задержка в развитии речи и психики ребенка.

Когда адаптация оказывается неуспешной, то есть возникают те или иные нарушения, отклонения от нормы в психическом, физическом и пси­хологическом развитии ребенка, есть основание говорить о дезадаптации. Причинами, ее могут быть:

1. Личностные особенности ребенка: эмоциональная чувствитель­ность, впечатлительность, ранимость; отсутствие умений и навыков об­щения со взрослыми и сверстниками; соматическая ослабленность, нер­вно-психические нарушения; особенности темперамента и т. д.

2. Личностные проблемы родителей: неразвитость самоконтроля, его слабость; конфликтность как черта характера; родительская незре­лость; тревожность, эмоциональная неустойчивость.

3. Проблемы организационного характера: новый режим дня, боль­шое количество детей в группе, незнакомые взрослые, новые требования, оценки и т. д.

Достаточно сложно складывается ситуация, если имеют место вышена­званные причины. Их преодоление возможно при комплексном подходе: включенности всех участников адаптационного процесса, их согласованно­сти, адекватной мотивированности, самоконтроля и пошагового контроля.

Дезадаптация приводит к тому, что ребенок становится неуправляе­мым, отстает в развитии, быстро утомляется, нарушается в целом его психическое и физическое благополучие. Необходимо подчеркнуть, что наиболее подвержены дезадаптации ослабленные дети (например, часто болеющие). Очевидна зависимость здоровья и дезадаптации: успешно адаптирующийся ребенок — это, как правило, физически здоровый ребе­нок, и наоборот.

Если не обеспечивать успешность привыкания ребенка к дошкольно­му учреждению, можно спровоцировать создание внутреннего конфлик­та, который, будучи недоступным для наблюдения, часто упускается взрос­лыми. И тогда психолого-педагогическая коррекция на более позднем этапе оказывается уже малоэффективной.

Несвоевременное преодоление дезадаптации может иметь далеко
идущие последствия для ребенка, например, может привести к интеллек­туальному отставанию, к проблемам личностного развития в последующие периоды жизни. 

Интернет-ресурсы: