РУ БЕ EN

ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ РЕАКЦИИ ДЕТЕЙ НА НАСИЛИЕ ИЛИ ЖЕСТОКОСТЬ

ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ РЕАКЦИИ ДЕТЕЙ

НА НАСИЛИЕ ИЛИ ЖЕСТОКОСТЬ

(Virdginia Child Protection Newsletter, spring, 1986 (Информационный бюллетень)

Изображение

Чувство ответственности за насилие. Реакция ребенка: «Если бы я был хорошим, мои родители не делали бы друг другу и мне больно...»

Чувство вины за постоянное насилие или жестокость могут ис­пытывать дети при частом или непрекращающемся насилии.

Постоянное возбуждение. Даже в спокойной обстановке от ре­бенка можно ожидать вспышки агрессивности.

Переживания. Дети, отделенные от родителя, применяющего насилие, постоянно переживают потерю. Они могут сожалеть и об утрате жизненного уклада, и о потере положительного образа роди­телей, применявших насилие.

Противоречивость. Дети не осознают, что можно не знать о чув­ствах другого человека или иметь противоположные чувства одно­временно. Ребенок, который говорит: «Я не знаю, как к этому отно­ситься», - чаще испытывает смешанные чувства, а не закрывается.

Страх быть покинутым. Дети, отделенные от одного из родите­лей в результате акта насилия, могут испытывать глубокий страх, что второй родитель также может их покинуть или умереть. Поэто­му часто ребенок отказывается даже на короткое время расставать­ся со вторым родителем.

Чрезмерная потребность во внимании взрослых. Эта потреб­ность может быть особенно проблематичной для родителей, кото­рые пытаются справиться с собственной болью или уже принятыми решениями. На детей может обращаться негативное внимание, ког­да они воспроизводят насилие, свидетелями которого были.

Боязнь телесных повреждений. Значительный процент детей, являющихся свидетелями насилия или испытывающих его на себе, могут беспокоиться о том, что родитель, применяющий насилие, от­кажется от ребенка, либо причинит ему вред, либо будет вымещать зло на нем в различных ситуациях.

Стыд. Чувствительность к позору насилия над супругом или ре­бенком может выражаться в форме стыда, в особенности для более старших детей.

Беспокойство о будущем. Неуверенность в повседневной жизни заставляет детей думать, что жизнь будет непредсказуе­мой и в дальнейшем.

 

Список используемой литературы:

  1. Алексеева, И.А., Новосельский, И.Г. Жестокое обращение с ребёнком. Причины. Последствия. Помощь. / И.А  Алексеева., И.Г. Новосельский. – М. : Генезис, 2005. – 256 с. – (Неблагополучная семья: преодоление кризиса).
  2. Детство без жестокости и насилия / авт.-сост.: Е.А. Климкович, С.В. Дормаш. – Минск : Красико-Принт, 2007. – 176 с. – (Педагогическая мастерская).
  3. Синягина, Н.Ю. Психолого-педагогическая коррекция детско-родительских отношений / Н.Ю. Синягина. – М. : ВЛАДОС, 2003. – 96 с. – (Библиотека школьного психолога).
  4. Целуйко, В.М. Психология неблагополучной семьи: книга для педагогов и родителей /В.М. Целуйко. - М. : ВЛАДОС-ПРЕСС, 2006. – 271 с. – (Психология для всех).

Интернет-ресурсы: