РУ БЕ EN

КАК НАУЧИТЬ РЕБЁНКА БЕЗОПАСНОМУ ПОВЕДЕНИЮ С НЕЗНАКОМЫМИ ЛЮДЬМИ

  1. Не оставляйте детей одних!

Не отпускаем ребёнка гулять одного, не отпускаем ребёнка в одиночку идти в магазин или в школу до 7-8 лет. Ребёнка, который находится на виду, похитить сложнее.

Приучать ребёнка ходить одному нужно правильно. Приучайте ходить по одной и той же улице, переходить дорогу в правильном месте. Пройдите с ним эту дорогу несколько раз прежде, чем ребёнок начнёт ходить один. Обратите его внимание на потенциально опасные места, куда ходить нельзя. Исключите из его маршрута безлюдные и неосвещённые улицы, парковые зоны, заброшенные здания, гаражи, стройки. Установите на телефон ребёнку или на его смарт-часы специальные приложения, отслеживающие его передвижения.

  1. «Свой-чужой».

Мы говорим ребёнку: «Не ходи никуда с незнакомыми людьми». Дети запоминают, что с незнакомыми людьми ходить никуда нельзя, а со знакомыми – можно. И уходят…

Нужно правильно разграничить для ребёнка понятия «свой» и «чужой». Представьте себе мишень. «Яблочко» мишени – это самые близкие люди. Например, мама и папа. Это те люди, которые несут полную ответственность за ребёнка и чьи решения ребёнок должен выполнять. Следующий круг – это близкие люди или родственники, с кем ребёнок постоянно живёт или общается. Пусть это будет очень узкий круг, но в нём будут люди, которым вы смело можете доверить жизнь ребёнка. Обсудите с ребёнком, с кем из них можно идти, при каких условиях, что им можно рассказывать о себе, что им можно разрешать делать с ним (например, купать). Составьте с ребёнком по той же системе следующий круг доверия.

Ребёнок должен хорошо усвоить, что похитителем может быть не только грозный дядя, но и старушка, соседка, мальчик из соседнего дома.

Ребёнок должен хорошо усвоить, что каким бы милым и добрым ни казался человек, подошедший к ребёнку, даже если он знает, как зовут маму и папу, даже если он работает с ними вместе, даже если он ни раз был у вас дома, даже если он одет по форме, всё равно, это человек чужой, и без ведома родителей с ним нельзя никуда уходить, нельзя садится к нему в машину.

Что делать, если ребёнка кто-то угощает конфетой при вас? Можно взять конфету из рук «дарителя» самому, поблагодарить, и из своих рук передать ребёнку».

Что делать, если ребёнка кто-то угощает конфетой, когда он один? Вежливо отказаться.

  1. Научите говорить «нет».

Мы говорим ребёнку: «Ты должен слушаться взрослых». И дети слушают и покорно делают всё, что им скажет взрослый. Мы поощряем его послушание и не задумываемся, что у медали две стороны: что теперь любой взрослый является для ребёнка тем, кого надо слушаться.

Ребёнок должен уметь сказать «нет». Отказ – это не оскорбление.

Ребёнка нужно научить держать дистанцию и говорить «нет». Нужно учить ребёнка говорить «я всё расскажу».

  1. Просить помощи не стыдно.

Стыд, чувство неловкости, страх – это те основные причины, по которым дети не могут попросить о помощи. Но результат всегда один. Попавший в беду, и не попросивший о помощи ребёнок, самостоятельно решить проблему не сможет, а это значит, что и шансов выжить у него не остаётся.

  1. Учим звонить по телефону маме, папе или бабушке.

Научите ребёнка, что если кто-то пытается увести его под любым предлогом (например, «Твоя мама просила», «Помоги мне открыть дверь», «Пойдём, покажу, где живёт котёнок»), то первым делом ребёнку нужно позвонить маме. Предупреди, а потом делай.

С ребёнком постарше можно придумать «SOS-слово». Это слово или словосочетание, услышав которое мама сразу поймёт, что ребёнок в опасности. Это может пригодиться, если кто-то контролирует, что говорит ребёнок.

  1. Кричать нужно уметь.

Мы говорим ребёнку: «Тише, ты в общественном месте! Что ты кричишь, ты не один. Ты что, в лесу родился?». Так мы прививаем ребёнку культуру поведения в общественных местах. Но дети перестают кричать вообще. И в тот момент, когда ребёнку понадобится помощь, он, скованный ужасом и, помня наказ «не кричать», не закричит.

Объясните ребёнку, что кричать ради спасения нужно. Помогите ребёнку научиться кричать, помогите ему снять этот барьер: выезжайте с ним на природу и кричите. Кричите, катаясь с ним на каруселях.

Научите ребёнка кричать громко. Кричать сразу, чтобы привлечь к себе внимание.

Научите кричать правильные слова. Например, «Чужой», «Пожар», «Help», «Мама, помоги», «Это не мой папа», «Это не моя мама», «Меня украли», «Я его не знаю», «Помогите».  Но помните, чем длиннее фраза, тем она сложнее для произношения и для понимания. Выберите такое короткое и ёмкое слово, которое сможет произнести ребёнок на одном выдохе. А если ребёнок маленький или имеет проблемы с дикцией, то его крик окружающие вообще не разберут. И преступник легко может сказать окружающим, что «он просто в садик не хочет идти».

  1. Учим оказывать сопротивление.

Учим куда бить. Учит кусать, щипать, вырываться.

Учим в игре и на регулярной основе.

Учим ребёнка поднимать руки и прямо скатываться вниз как мешок с картошкой. Затем пинаться, не давать себя поднять.

Ребёнка надо научить становиться НЕУДОБНЫМ для совершения преступления.

Многие дети это и сами умеют делать, когда не хотят куда-то идти. Ты берёшь их на руки, а они хлоп, ручки вверх подняли и скатились, и ты их держать уже не можешь. Этот навык и надо закреплять у них.

  1. Правило нижнего белья / Правило купальника

Никто не должен дотрагиваться до частей тела, прикрытых купальником.

Никто не должен просить показать или потрогать части тела, прикрытые купальником.

Напомните, что игры и прикосновения не должны быть секретом.

Ни взрослый, ни ребёнок не имеет права смотреть, прикасаться или показывать ребёнку интимные места и делать из этого секрет.

Объясните ребёнку, что при купании или осмотре у врача может понадобиться прикоснуться к интимным частям тела ребёнка. Но эти люди должны объяснить причину и спросить согласия ребёнка.

Иногда самому ребёнку бывает интересно как устроены интимные части тела у других людей, но если это нарушает правило безопасности, то лучше ребёнку дать понять, что он может подойти к вам и задать любой вопрос или рассказать о любой, даже стыдной ситуации.

  1. Начинайте искать сразу.

Как только ребёнок не вернулся домой, обзвоните знакомых и родных, сообщите о случившемся, узнайте, не у них ли он.

Позвоните одноклассникам, учителям, друзьям, бывшим мужьям и жёнам.

Пройдите обычным маршрутом ребёнка. Проверьте его любимые места и сразу же подавайте заявление в милицию. Звоните 112 или 102.

Подключайте добровольные движения.

Не страшно просить помощи, попав в беду, страшно опоздать!

  1.  Нельзя ездить в лифте с посторонними.

Наш дом – наша крепость. Мы входим в подъезд и становимся спокойнее, ведь от квартиры нас отделяют считанные метры.

Лифт и лестничная клетка – это один из самых распространённых мест нападений и краж.

Напомните детям, что перед входом в подъезд необходимо осмотреться по сторонам, не шёл ли кто за ними. Люди не обязательно должны идти: они могут остановиться и смотреть по сторонам, «копаться» в телефоне или в сумке.

Если при входе в подъезд детей догоняет посторонний, нужно как можно скорее развернуться и выйти из подъезда на улицу.

Подниматься по лестничной клетке можно с близким взрослым.

Если с ребёнком лифт ждёт посторонний, нужно выйти на улицу и переждать или позвонить родителям, дружественным соседям, чтобы они встретили ребёнка. До этого времени быть на виду.

Можно подождать женщину, чтобы войти в ней в подъезд или лифт.

Вы скажете, что женщина – тоже посторонний человек. Да, верно, но статистика говорит о том, что почти все преступления в подъездах и лифтах совершают мужчины.

Помните и научите ребёнка, что камера видеонаблюдения не спасает от нападения. Камера позволяет посмотреть, что уже случилось.

Если взрослых нет, обратиться к любой женщине с ребёнком. Зайти в магазин по соседству и обратиться к кассиру. Лучше позже попасть домой, чем подвергать себя опасности.

Заходя одному в подъезд, убедись, что дверь за тобой точно закрыта. Если кто-то пытается войти, сразу выйти на улицу.

Если тебя что-то пугает, не беги на лестницу, беги на улицу.

Если за тобой всё же кто-то вошёл, сделай вид, что идёшь к почтовым ящикам, кого-то ждёшь. Не входи с этим человеком в лифт. Дождись следующий.

 

Маркеры опасного поведения для ребёнка:

  • Уговоры
  • Угрозы
  • Личные вопросы
  • Взрослый обратился к тебе за помощью
  • Человек не уезжает на лифте без тебя
  • Человек убеждает или настаивает, чтобы ты ехал с ним
  • Человек следит за тобой
  • Человек говорит, что это секрет
  • Отговаривает позвонить родителям или рассказать кому-нибудь

 

КАК НЕ СТАТЬ ТЕМ, КТО ПРОШЁЛ МИМО:

  • Задержитесь, обратите особое внимание на подозрительных людей с упирающимся ребёнком. Если вы ошиблись, то это лучше, чем пройти мимо.
  • Если вы подозреваете, что кто-то, вам в лицо незнакомый, уводит ребёнка с площадки, подойдите и спросите У РЕБЁНКА, кто этот человек. Слушайте РЕБЁНКА. Если вы ошиблись, просто объясните свои опасения. Это лучше, чем пройти мимо. Если ребёнок говорит, что это «мамин друг», попытайтесь узнать, знает ли его ребёнок или только его увидел.
  • Если вам не спокойно и ситуация выглядит подозрительно, вызовите милицию. Ошибочный сигнал лучше, чем пройти мимо.
  • Попытайтесь задержать подозрительного человека с ребёнком даже простыми разговорами. Это даст время прояснить ситуацию или дождаться помощи. Лучше показаться настырным или параноиком, чем пройти мимо. Дети не всегда могут защитить себя.

Интернет-ресурсы: